Тезисы "Эффективная подготовка к ЕГЭ по математике"
Глушкова Ирина Альбертовна учитель математики МБОУ СОШ №1 г. Кирсанова Эффективная подготовка учащихся к ЕГЭ по математике
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость обосновывается задачами модернизации образования и дальнейшим становлением системы подготовки школьников к ЕГЭ, направленной на повышение эффективности математического образования. Выдерживать такие экзамены – основная задача, как для учащихся, так и для учителей. При решении этой задачи возникает ряд противоречий:
между высоким уровнем требований к ЗУН и недостаточным владением учениками приемами учебной деятельности;
между теоретическими знаниями по математике и не умением
их использовать для выполнения различных заданий;
большим объемом математической информации и необходимостью быстрого поиска ее в памяти для практической реализации при решении заданий ЕГЭ.
Для эффективной подготовки к экзамену необходимо:
Провести информационную работу (знакомство учащихся с целями ЕГЭ, структурой и содержанием КИМов, степенью трудности заданий, условиями их успешного выполнения).
Подобрать тематические задания и разработать материалы по кодификатору и демонстрационному варианту (печатных изданий выпускалось недостаточно).
Выделить узловые вопросы ЕГЭ и провести их анализ. Спланировать итоговое повторение с использованием схем, опорных конспектов, справочников, тестовых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ. Разработать каждый урок с адаптацией к материалам ЕГЭ.
Выбрать технологии, позволяющие целенаправленно организовать повторение учебного материала на всех этапах учебного процесса.
Учителю сначала необходимо тщательно изучить демонстрационные варианты и кодификатор. Затем распределить по темам уровни «А», «В», и «С». На информационной доске в классе очень подробно по каждой теме из разных уровней привести примеры различных тем и полностью их решения разными способами, а для уровня «С» – полное оформление таких заданий. В зависимости от цели урока и его типа целесообразно применять следующие педагогические технологии:
Технологию уровневой дифференциации, которая позволяет в одном классе, по одной программе и учебнику обучать учащихся с разной подготовкой (в виде уровневых тематических контрольных работ).
Формировать у учащихся навыки работы с тестами.
Использовать личностно ориентированный подход при обучении.
Применять коллективный способ обучения, элементы адаптивной системы обучения и логико-смысловых моделей.
В технологии взаимного обучения КСО очень хорошо развиваются:
навыки логического мышления в результате повторяющихся упражнений;
Навыки мыслительной деятельности (память);
Повышается ответственность и за свои успехи и за результаты своих товарищей;
Формируется адекватная самооценка личностью своих возможностей;
Обсуждается информация с несколькими учащимися, что позволяет прочно ее усвоить.
Особое внимание уделять приемам обобщения и систематизации знаний, для этого использовать ЛСМ (особенно по геометрии), опорные конспекты, схемы, модели, справочники. Уроки обобщения начинать с устного счета, построенного, аналогично заданиям уровня «А», параллельно проверять домашнее задание, затем отрабатывать тему по заданиям аналогичным уровню «В» и «С». Разработать систему заданий, направленных на углубление и расширение знаний учащихся по основным вопросам. Учить заполнять экзаменационные бланки на каждом уроке. Систематически в течение всего учебного года проводить консультации во внеурочное время, дополнительные занятия. Рассматривать наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе ЕГЭ за прошлые годы. Использовать варианты различного уровня сложности аналогичные вариантам ЕГЭ (желательно начинать с самых трудных тестов). Четкая организация деятельности учащихся на уроке, подбор задач, обучение общим подходам к выполнению различных по сложности и содержанию заданий способствуют получению хороших результатов. Чтобы подготовка к экзаменам учащихся была успешной необходимо помнить:
Ответственность учителя передаётся ученикам.
Ученик выполняет все требования учителя, если понимает пройденный материал, признает требование времени, т.е. введение ЕГЭ.
Подготовка ЕГЭ требует систематичности, вариативности, четкого планирования.